Журналисты «Известий» опросили ритейлеров и экспертов по состоянию рынка смартфонов в России, который, как оказалось, сократился впервые за семь лет. По итогам года в стране было реализовано порядка 24-26.5 млн устройств, что меньше 2021-го на 20%.
Представители группы «М.Видео-Эльдорадо» рассказали, что по итогам 2022 года Apple и Samsung занимают лишь 30% рынка, хотя годом ранее цифра была на 15 пунктов выше. При этом доля китайских брендов выросла с 50 до 65% — ритейлеры отметили, что это рекордные показатели.
В рейтинге наиболее популярных у россиян брендов в штуках первым стал Xiaomi, занимавший годом ранее вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся Realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы. На четвертом месте оказалась компания Apple, на пятое впервые вышел китайский бренд Tecno.
Основными причинами обвала рынка смартфонов в России эксперты называют волатильность валют, прекращение поставок мировых брендов, проблемы с логистикой, а также временное замораживание программ кредитования и рассрочки.
В третьем квартале года после налаживания параллельного импорта рынок начал постепенно набирать. С июля по сентябрь в России продали примерно 7 млн смартфонов, что на 60% больше, чем во втором квартале (4.4 млн смартфонов).
По словам представителей «М.Видео-Эльдорадо», средний чек на смартфоны в России за год снизился на 5% до 22.5 тысяч рублей. Люди сейчас отдают предпочтение недорогим моделям. В «Ситилинке» диапазон еще ниже — 5-15 тысяч рублей.
Эксперты полагают, что в 2023 году продажи смартфонов в РФ практически не изменятся, а более серьезному обвалу рынка помешали «ценовые войны» между китайскими компаниями — в первую очередь Realme и Tecno.