Мартин Луига, ранее объявивший об увольнении ключевых сотрудников компании ZA/UM, создавшей Disco Elysium, дал интервью и разъяснил своё виденье ситуации. Кратко говоря, случилось то, что уже предположили многие фанаты: искусство было растоптано ради надежд на крутую франшизу, с которой можно будет выкачивать стабильный доход.
Мартин рассказал, что именно геймдизайнер Роберт Курвиц был человеком, начавшим работу над вселенной Elysium ещё задолго до основания ZA/UM. Вместе с ведущей сценаристкой Хелен Хиндпере и художником Александром Ростовым они составляли трио главных творцов, сделавших игру такой стильной, глубокой и наполненной философией. Отчасти, причина была в активной позиции и сильных политических взглядах этих людей, и они же, вероятно, стали для компании причиной избавиться от них.
Все трое придерживались коммунистических взглядов, а Курвиц принципиально держал у себя на столе статуэтку Ленина, что многим в интернете не нравилось. Инвесторы хотели спокойно зарабатывать деньги, сотрудничая с крупными компаниями и СМИ, так что держать таких людей у руля, практически позволяя им быть лицом проекта, стало опасно. Кроме того, компания уже на первой части Disco Elysium приступила к довольно агрессивной монетизации, продавая избыточное коллекционное издание и кучу мерча, а в связи со следующими играми понемногу поднимались темы микротранзакций и NFT.
Вряд ли уволенные сотрудники одобрили бы подобный подход.
Мартин признался, что они сами навлекли на себя всё это, когда принялись за поиск инвесторов. В итоге огромный успех игры оказался тем, что и погубило команду. Говоря о роспуске ZA/UM Мартин Луига имел в виду именно распад того изначального художественного коллектива, потому что одноимённая компания с серьёзными людьми у руля, очевидно, продолжит существовать.
Хотя эта компания тоже сейчас переживает не лучшие времена. Фанаты Disco Elysium настроены крайне враждебно и даже взялись за любимое многими деятелями интернета полезное дело, рассылая угрозы смерти рядовым сотрудникам ZA/UM. Мартин считает, что в нынешнем виде студия не станет заниматься сиквелом Disco Elysium, по крайней мере, не в ближайшее время. Судьбу же тройки создателей игры он находит весьма ироничной: они хотели нанести удар по капитализму, но в итоге капитализм уничтожил их. Ну а компания легко и вполне законно забрала себе двадцатилетний труд человека, в который тот вложил всю душу.
Несмотря на то, что всё это звучит проникновенно и вызывает явное сочувствие, не стоит забывать, что здесь представлена точка зрения одного человека. При этом Мартин рассказывает о том, как его друзья, креативные гении в белых одеждах, столкнулись со злыми корпоративными монстрами, которые игру не делали, гонят людей за политические взгляды и, по счастливому совпадению, как раз хотят ввести в следующие игры все те вещи, которые вызывают в среде геймеров наиболее эффектные взрывы ненависти.